Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки
Перевод физических величин   Конвертер физических величин
Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 3


| RSS
Блог
Главная » 2010 » Март » 10 » Камчатка (мои 3 месяца в командировке) -1
16:14:16
Камчатка (мои 3 месяца в командировке) -1



Путевые заметки                                                                                   Никольский В.В.

 

Камчатка

 

ДЕКАБРЬ 2008

Благородный край. Земля вулканов и лечебных термальных источников. Раздолье для медведей, тюленей и прочей летающей и плавающей живности. Земля воинственных коряков, чукчей и пришлых, в далёком прошлом, эвенков. Полуостров простых и романтичных людей разных вероисповеданий и национальностей. Край земли Русской. Начало нашей Родины.

Такими эпитетами изобилуют любые издания, посвященные описанию этой части света.

Но мой рассказ не об общих словах и фразах. Не о трудностях и страданиях. Не хвалебные или ругательные речи. Мой рассказ о людях, их быте, работе и увлечениях, о поселениях и природе этого края.

Начну я свой рассказ, пожалуй, не с первого моего прилёта на Камчатку, а где-то с середины. Ибо первые сумбурные впечатления остались в воспоминании только в виде отрывочных эмоций. Да и побывать тогда удалось только в одном месте в горах – у подножия вулкана Мутновский. Но в процессе рассказа события и первые впечатления будут органично вплетаться в мой рассказ, так как люди и судьбы удивительным образом переплетаются на этом маленьком огромном острове жизни.

И так.

Прилетев на Камчатку 26 ноября 2008 года, как обычно в командировку, сразу, из аэропорта Елизово, на такси, со всем скарбом и оборудованием поехал в гостиницу в Петропавловск-Камчатский. Так как не первый раз в городе, и зная где и какие гостиницы находятся, пришлось селиться в так нелюбимой мной гостинице «Петропавловская». Она не понравилась мне в самый первый раз, когда я первый раз прилетел в город. Не успев заселиться в номер, сразу же начинались звонки по телефону и стуки в дверь с предложением «массажа». Доходило до смешного. Отвечаешь по телефону на одно «предложение», а в дверь стучат с другим. И всё это вечером, когда спать хочется ост смены девяти часовых поясов.

Ещё тогда мне рассказали весёлую историю, которая реально случилась в то время в этой самой гостинице.

 

Родители будущих молодожёнов скинулись и сняли молодым номер люкс на 3 дня, что бы после свадьбы провести первую брачную ночь. И вот молодые селятся в номер. Молодая жена ушла в ванну, а молодой муж смотрит телевизор. Стук в дверь. Парень открывает дверь, там стоят четверо, незнакомый парень и три девушки. «Вам девушка на ночь нужна» - спрашивает незнакомец. «?????. Нет, не надо, у меня уже есть» - отвечает молодой муж. Незнакомец с возмущением, негодованием и надеждой что его мечты сбудутся, эмоционально восклицает – «Что Вы. Да Вас обманули. У нас лучше. Видите – лучше» и показывает на трёх девушек, пришедших с ним. Из ванной выходит молодая жена. Немая сцена.

 

Так как прилетел ещё до обеда, решил всеми силами дождаться вечера, чтобы быстрее адаптироваться к смене часовых поясов. Гулял по городу, обошёл все знакомые злачные и исторические места. Вспоминая маршруты автобусов, катался по городу. Дышал морским воздухом. К вечеру чуть рот не разорвал от зевоты.

На следующий день, выспаный, отдохнувший и позавтракавший, до обеда скатался на автобусе в аэропорт. Так как работать предстояло не в Петропавловске-Камчатском и не в его окрестностях, а почти 1500 км севернее, в районном центре Олюторского района п. Тиличики, добираться надо было самолётами местной авиакомпании. Кругом горы и дороги заканчиваются где-то в семистах километрах до места высадки.

 

Интересные дела творятся на местных авиалиниях.

Для того чтобы улететь в Тиличики, пришлось долго выяснять, а где, как и какое расписание. Оказалось, что расписание полётов до Тиличиков нет, поскольку эту линию обслуживает другое местное авиапредприятие, которое находится в Тиличиках и в Елизово не летает. Значит с пересадкой. Другая интересная особенность. Для того, что бы купить билет и даже с пересадкой, надо записаться у администратора аэропорта. И продаются билеты в день возможного вылета. Да-да, именно возможного.

Так как расстояния большие, а погода на Камчатке, а зимой особенно, меняется каждые полчаса, должны совпасть несколько факторов, при которых вылет может состояться. А именно. Погода в обоих населённых пунктах должна быть лётная, взлётно-посадочная полоса должна быть готова, а поскольку пересадка происходит в Оссоре, то и этот аэропорт играет не маловажную роль. Короче кранты.

Записался у администратора на ближайший рейс и пожаловался по телефону принимающей стороне на задержку с вылетом. Принимающая сторона находилась в Петропавловске-Камчатском и ни сколько не удивилась, а наоборот поддержали тем, что поговорили с кем-то в аэропорту и сказали, что вопрос улажен, что ближайшим рейсом улетишь. «Отлично» - подумал я и поехал в Город (здесь и далее - так камчадалы всего полуострова называют город Петропавловск-Камчатский).

Вечером встретился с друзьями, с которыми не виделся года четыре. Ну, естественно, посидели в тёплой компании, попили изумительнейшего камчатского пива с, не менее изумительной, вяленой камбалой и корюшкой, вспомнили прежние заслуги и неудачи, на том и разошлись заполночь. …

 

Если вы ни разу не ели камчатской вяленой камбалы, то она покажется вам по вкусу чуть жирнее и мясистее обычной материковой воблы с привкусом моря. А вот если вы, хоть раз, пробовали кушать камбалу правильно, то ничего вкуснее этого деликатеса на Камчатке не найдёте. А наслаждаться ею надо вот так.

Сдираете шкуру. Откладываете в сторону очищенное мясо рыбы и придвигаете к себе то, что вы содрали. То есть снятую шкуру (камбала не имеет чешуи). Поворачиваете её к себе той стороной, которая прилегала к мясу и, вгрызаясь в шкуру зубами в районе плавников, начинаете отделять тоненькие полоски мякоти, которая при надкусывании выделяет обильное количество жира. После сгрызания этой мякоти и облизывания пальцев, и только после этого, приступаете к той части, которую вы отложили в начале. При этом, не забывая, сдабривать закуску пивом. Смею заметить, что жира в камбале, как в хорошем борове, если соотнести с размерами.

 

… А вспоминать было что. Как работали бок обок на геотермальной электростанции, как играли в бильярд, как добирались с Петропавловска-Камчатского на вахтовке к подножию вулкана и другие интересные события.

 

Особенно мне запомнилась первая командировка на станцию.

С утра, к 9 часам, 28 мая 2004 года, в полной боевой готовности подошёл к офису фирмы «Геотерм». Получасовая готовность на прохождение водителем медосмотра и заполнение путевого листа. Саша Гадяев, начальник отдела связи, показывает пальцем на «Воровайку» и говорит, что ехать буду на этом внедорожнике. Бортовой «Урал», с краном-манипулятором между кабиной и кузовом не зря в народе прозвали «Воровайкой». В отличии от тех современных, в основном китайских грузовичков с манипуляторами, «Урал» может заехать практически куда угодно, загрузить что надо и потихоньку слинять. Посему это и есть настоящая «Воровайка».

Сажусь в кабину, знакомлюсь с водителем. Андрей, как бы невзначай бросает фразу, которую я в полной мере понял только потом - «Ехать будем не долго, но тяжело. Погода вроде бы нормальная, но снег в горах ещё не весь растаял. Почти весь, но ещё лежит». «Вот и отлично, хоть снег увижу, а то в Москве его почти не стало» - в ответ говорю я. Он только усмехнулся.

Погода замечательная, солнце, травка, птички поют. Только за шумом мотора не слышно о чём. Едем с ветерком, примерно 60 км/ч. Расстояние до станции небольшое – по прямой, по карте, где то 60 км, по дороге в районе 130 км.

Проехав километров 50-60, Андрей предупреждает, что сейчас снег появится, а ближе к перевалу, у его подножия, трактора дорогу чистят. И верно. Километров через 5 начал появляться снег, а ещё через 5 мы ехали по ущелью из сугробов. Высотой метра 2,5 примерно. Это трактора постарались.

«Сейчас, когда к подножию подъедем, обуваться будем» - сказал Андрей, - «Заодно чайку у трактористов попьём в «Синей Птице»».  

 

До чего же точные названия придумывает народ, что бы жить не скучно было. «Синяя Птица» - это тоже «Урал», но с бытовкой синего цвета, в которой 4 спальных места, стол и системы обогрева и жизнеобеспечения. С тремя равноразнесёнными мостами, благодаря чему машина по снежной целине развивает приличную скорость. Сидящие внутри люди не испытывают при движении ни каких неудобств. Их не подбрасывает и не толкает вперёд-назад на кочках. На скорости, да по снежной целине за машиной образуется снежный, завихряющийся хвост. Издалека посмотришь, ну синяя птица летит, хвостом землю накрывает.

 

Подъехали, поздоровались, познакомились, сфотографировались и пошли чай пить. Залазим в бытовку, вместо стола бочка с соляркой на 200 литров, а на ней электроплитка с открытой спиралью и чайник кипит.

Попили чайку с баранками, и пошли «Воровайку» обувать. Короче цепи одевать на колёса. Андрей меня принял, поначалу, за какого-то проверяющего из Центра, к цепям не допускал. Я ему говорю, что тоже погреться хочу, тут он смилостивился, позволил болт закрутить. И то ладно. Он эти цепи и в одиночку постоянно одевает-снимает, хотя и ростом чуть выше колеса ураловского.

Подъём действительно давался с трудом. Без трактора не обошлось. Снег тает, дорогу зимнюю развезло. Так в сцепке с трактором по серпантину и поднялись на перевал. 950 метров над уровнем моря.

Отдохнули, покурили, распрощались с трактористом и в путь. Начали спускаться с перевала на плато. На другой стороне горы дорога оказалась слегка подмёрзшей. Если бы не цепи, было бы очень скользко.

Уже выезжая на плато, я обратил внимание на вкопанные вдоль дороги трубы. Тут и дураку ясно, что это вешки. Не большие такие, где метр, где полметра, а где и два метра. Ясно, что снег-то почти растаял, вот они и оголились на столько. На мой глупый вопрос «А какая высота вешек от поверхности земли?», Андрей невозмутимо так ответил «10 метров». «Упс. Вот тебе и «почти» растаял снег. Да под нами его метров восемь».

И действительно, через пару километров, когда выехали на стометровый участок дороги, где снег действительно растаял, эти исполинские буровые трубы нависали над машиной, как ноги паука, которого не видно через крышу кабины. Но ещё не менее интересные события ожидали меня впереди.

Двигаясь по плато, по наезженной, обветренной и покрытой ледяной коркой колее, выступающей над протаявшем вокруг неё снегом, очередным мощным порывом ветра машину слегка сдвинуло в бок от колеи и мы зарылись в снег. Всё шло нормально, и «Урал» не паркетник, да и цепи на колёсах, вырвемся.

Но не тут-то было.

Раздвигая бампером сугробы, машину боком, неумолимо сносило к обрыву. Даже развернувшись перпендикулярно колее, от которой нас снесло метров на пятнадцать, машина скользила как по льду, не продвигаясь вперёд. А под снегом и оказался гладкий лёд.

Когда до обрыва оставалось, по визуальным прикидкам, метров десять, и это не считая наметённого за зиму козырька, Андрей остановился и, благо, что машины оборудованы рациями, стал вызывать ГТСку. Надежды было мало. Мы далеко от станции, да ещё с колеи вниз съехали. Но, о чудо, нас услышали и сквозь помехи поняли, где мы находимся. ГТСка прибыла минут через 15-20. Поздоровались, поговорили, покурили, прицепились и выдернулись. Правда, тоже не с первого раза, но, всё же, выдернулись. Дальше мы без приключений, по извилистой дороге, добрались до места, где нас ждал горячий ужин. А ГТСка рванула по прямой, по принципу, «куды гляжу, туды и еду».

В итоге, добрались с крейсерской скоростью, как говорили «старожилы» станции «… всего-то за восемь часов …». Как оказалось, действительно быстро, если принять во внимание, что были случаи, когда очередная смена добиралась на вахту двое суток. Причём ехать им приходилось только ночью.

Следующее удивление ожидало меня по приезду на станцию. Уже по дороге, насмотревшись на высоту «почти растаявшего» снега, торчащие из сугробов трубы одно этажных домов не сильно впечатляют. Но когда под слоем снега показалась крыша, а, потом, расчищенный фасад двухэтажного здания охраны на метровых сваях, это уже, ни в какие рамки не влезает.

А вот что бы вы, уважаемые читатели, сказали про занесённую снегом заднюю часть здания электростанции. Причём по самую крышу. Тут моим эмоциям не было предела. Столько снега я ни когда в жизни не видел.

Помню, как в детстве мы рыли в снежных сугробах ходы в полный рост. Так эти сугробы высотой в 2,5 метра казались нам нормальным явлением. Но что бы здание электростанции, да высотой в двадцать метров, нам, живущим на материке, это понимается с большим трудом.

Очень показателен такой случай. В одну из особенно снежных зим, народ на станции катался на снегоходах  и, совершенно случайно, увлекшись, заехали на крышу электростанции. Поняли, что они на крыше только по спутниковой, трёх-с-половиной метровой антенне, которая стояла в снегу на этой самой крыше и мачте радиостанции.

Так Камчатка поразила меня  в первый раз своей суровой природой и добрыми, очень приветливыми людьми.

 

Эх, воспоминания - воспоминайчики, мемуары – мемурайчики.

Категория: Виктор | Просмотров: 1162 | Добавил: Виктор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создание, поддержка и продвижение сайта Александр Чупров © 2019