Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
Перевод физических величин   Конвертер физических величин
Наш опрос
Оцените наш сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 3


| RSS
Якутия - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Виктор, Alman  
Форум » Мои путешествия » Мои путешествия » Якутия (Бескрайние просторы интересного края)
Якутия
ВикторДата: Вторник, 07.09.2010, 12:57:50 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администратор
Сообщений: 19
Награды: 0
Репутация: 10
Замечания: 0%
Статус: Offline
Моё первое знакомство с Саха произошло года 3 назад.
Отправляясь в командировку в Якутск, я уже знал, что край достаточно суров, но гостеприимен. То, что рядом, а это, каких-то 1000км от Якутска, находится полюс холода Оймякон. Что люди олонхо просты и дружелюбны с друзьями, а под предводительством великого Тыгын Дархана создали грозную и несокрушимую армию, давшую отпор не менее великому Тамерлану.
В наше время, для того чтобы узнать погоду в том месте, куда выезжаешь, совершенно не обязательно писать письма и звонить радушным хозяевам. Достаточно просто открыть страницу в интернете и посмотреть прогноз погоды на полмесяца вперёд. Что я собственно и сделал. Прогноз обнадёживал. Середина октября, каких-то -25 по Цельсию. Работать можно спокойно на улице. Тем более ветра нет.
Вот билет на руках, 6 часов лёту,плюс взлёт-посадка, и самолёт приземляется в аэропорту Якутска.
«Местное время 9 часов 40 минут. Мы приземлились в аэропорту Якутска. За бортом -43 градуса. Капитан корабля и экипаж прощаются с Вами. Спасибо что выбрали нашу компанию».
Немая сцена в мозгу.
На фоне тишины в голове проносится шальная мысль – «дурють нашего брата».
Вторая, не менее шальная, но ещё более глупая – «я отсюда ни куда не пойду».
После минуты тишины, когда извилины начали, наконец-то, принимать свою естественную извилистую форму, а белое вещество стало обратно превращаться в серую мозговую структуру, пришло спокойствие, наступило умиротворение и фатальная неизбежность замёрзнуть отступила на второй план. Я ведь на земле олонхо, а они ни когда не бросят человека замерзать. Это не Москва.
Встретили меня отлично. Весь багаж даже не дали нести, всё сами погрузили в микроавтобус и довезли до гостиницы. Т.к. командировка проходила по линии Минсельхоза РС(Я), то и номер забронировали и поселили меня в правительственной гостинице «Тыгын Дархан», находящейся на центральной площади им. Ленина.
Не смотря на стоящий «лёгкий» морозец -36°С – -39°С днём, работалось легко. Небыло ни снега, ни ветра. Туман, который стоит в это время года над городом, достаточно сухой. Скорее не туман, а смог, очень похожий на туман. Дело в том, что ветер в Якутске очень редкий гость, а машины, которые выгоняют из тёплого гаража в такую погоду, не выключаются ни на минуту, пока их не поставят обратно в гараж. Если выключил машину на 5–10 минут, считай всё, не заведёшь.
А для того, что бы стёкла машин не замерзали во время движения, покупают второй, зимний, комплект стёкол. Это очень просто. Вот есть у вас УАЗ. Для того чтобы видеть куда едешь, приходится покупать второй комплект переднего и заднего стекла и через двухсторонний скотч или каким-либо другим способом, наклеивать второй комплект на первый, но так, чтобы избежать доступа воздуха между этими стёклами. А на боковые клеят обычное оконное стекло, вырезанное по размеру. Вот такие изобретатели.
Город мне понравился. Очень колоритный и непредсказуемый. Правда, из-за тумана, разглядеть его хорошо не удалось. «Приезжай к нам летом, когда город расцветает и будет жарко. Со всей семьёй приезжай» - радушно приглашали меня.
На фоне высоких современных отремонтированных зданий стоят полуразвалившиеся, покосившиеся от времени, жилые деревянные двухэтажные бараки. И всё это в центре города. Буквально в 100 метрах друг от друга современность и старьё.
Фундамента у домов как такового нет. Всё строительство ведётся на сваях. Сваи забиваются с таким расчётом, чтобы они выступали из земли метра на 1,5-2,5. Поэтому, практически не наклоняясь можно зайти под 5-ти – 9-ти этажный дом прямо с тротуара, если, так сказать, «подвал», не закрыт железными листами или декоративными панелями. Прокладка коммуникаций так же осуществляется поверхностным способом – весь город опутан сетями труб и проводов.
Народ олонхо приветлив и разговорчив. Молодежь так же современна, как и везде. В городе проживают люди многих национальностей, но коренные народы севера выделяются в своём большинстве. Всё общение, вся деловая переписка ведётся, естественно, на русском языке. Но когда вместе собираются несколько якутов, говорят только на своём языке. Иногда переходя на русский. Что интересно, в республике 4 языка общения. Основной русский, второй местный, третий и четвёртый … а вот о третьем и четвёртом языках стоит сказать отдельно.
В общем-то, это не язык, в том понимании как мы представляем язык общения. Это что-то среднее между сленгом, наречием, говором и языком общения. Дело в том, что этот третий язык могут понимать только те члены родовой общины, к которой человек принадлежит. Это, так сказать, язык рода, который передаётся из поколения в поколения. Друзья, соседи и родственники, не принадлежащие к одному роду, не понимают языка другого рода. А вот четвёртый язык общения принадлежит семье. И все родственники, в том числе и родители не понимают разговора, происходящего в семье. Т.е. между мужем, женой и их детьми. И, не смотря на то, что семейный язык не так зашифрован, как родовой, понять, о чём говорят в семье можно только по поверхностному эмоциональному плану.
Все коренные жители общаются между собой на едином языке саха. И на русском, если рядом представитель-«иноземец».
Саха богата природными ресурсами. Алмазы, золото, уголь, кости мамонта, сельское хозяйство даёт неплохой доход в казну, хотя зарплаты в некоторых случаях ниже, а цены существенно выше, чем в Москве. Хорошие заработки у тех, кто работает на приисках и областях деятельности, связанной с вахтовым методом, в частности на добыче алмазов.

Мой второй приезд в Якутск также связан с командировкой.
На сей раз приехал летом. Опять посоветовался с интернетовским термометром и взял тёплую курточку. А как же без неё. Ведь на улице +36 – +38 в тени. Это не смешно ли, правда.
Оказалась правдой.
В самом городе изнемогал от жары, асфальт плавится, температура под +40. А вот когда вылетал на АН-24 в сторону г. Жиганск, заметно похолодало ещё в самолёте. За каких то 600 км пути на север от Якутска, т.е. 1,5 часа лёту, температура за бортом оказалась едва дотягивающей до +15 градусов. А пилот вертолёта МИ-8 «Трансформер», на который мы пересаживались, усмехаясь в густые усы, сообщил, что в Молодо, куда они нас забросят для пересадки в другой вертолёт, чуть выше нуля, около +5. И это, не говоря о моей конечной точке прибытия – карьер Тигликит.
Ему то что, он стоял в теплой лётной куртке, а народ, и я в том числе, начали дружно распаковывать чемоданы и сумки и переодеваться. Лететь, как я догадался, предстояло ещё севернее. «Сколько?» - спросил я у пилота. «Примерно 350» - сообщил он. Это про расстояние и естественно в километрах.
Взревев двигателем, вертолёт начал тяжело отрываться от земли. Ещё бы. С перегрузом в 1,5 раза, так могут взлетать только лётчики севера.
Сначала винтокрылая машина медленно поднималась вертикально вверх. Метров 5. Потом неожиданно резко накренилась вперёд и не долетая земли буквально одного метра, по-скользящей, пошла вперёд и вверх. Просто буря эмоций и выброс адреналина. Американские горки здесь рядом не стояли. Вот так запросто выполняя такой манёвр, пилоты слегка обманывают возможности, заложенные в вертолёт.
В принципе, вертолёт может нести груз, гораздо более тяжёлый, чем написано в техническом описании. Просто сила тяжести, завихрения воздуха при взлёте и создаваемая при этом воздушная яма не позволяют машине оторваться от земли. А вот когда вертолёт слегка приподнимается над поверхностью, вот тогда-то уж спокойно движется дальше. Есть ещё способ взлёта с перегрузом, это когда вертолёт, как самолёт разгоняется по бетонной взлётно-посадочной полосе и так же взмывает в воздух. Но это уже рассказ про командировки на К амчатку. Да и вообще-то мой рассказ не о вертолётах, а о путешествиях.
И так.
Долго летели вдоль реки Лена. Она уже обмелела, но при этом оставаясь судоходной до конца сезона. Ох, и широка же она.
Сверху, река казалась многорусловой. Каковой она и является. Русла только слегка уступали по ширине самой реке. Множество песчаных отмелей, шириной метров по 50, говорят о её буйном нраве во время паводка. Вот тот редкий случай, когда говорят – «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать».
Встречались большие и маленькие озёра. Ручьи и речки угадывались с высоты полёта сквозь деревья. И на всём этом безлюдье уже не угадывались, а явственно виднелись дороги. Дороги, идущие и появляющиеся из ниоткуда, и заканчивающиеся нигде и уходящие в никуда. На 500 верст ни единого намёка на жильё. Кругом леса, поля, озёра и реки. Сколько хватает взгляда с высоты птичьего (вертолётного) полёта до самого горизонта.
Неожиданно вертолёт наклонился и мы отвернули от Лены. Теперь только вечная мерзлота и однообразно-красивый земной покров. Пролетев ещё примерно минут сорок, опустились на посадочную площадку. По сути остров на протоке реки. Такой же щебёночный, как вся земля вокруг, скрытая под слоем тонкого дёрна.
Надо высаживать группу геологов на очередной воздушно-сухопутной перевалочной базе Джардан.
Не выключая двигатели, геологи выкинули весь свой скарб, повыпрыгивали сами.
Взлёт.
Программа полёта та же – живая лесотундровая мерзлота. Впереди Джарджан.
Джарджан – показался мне просто перевалочной базой. Топливные баки, длинное одноэтажное здание (видимо административное), пролесок около вертолётной полосы. Большего разглядеть не удалось.
Разгрузили то, что предназначалось для отправки в другие «места обитания человека» и загрузили то, что предназначалось для данного маршрута полёта – несколько посылок и 4 рессоры от «БЕЛАЗ»а и 6 покрышек от него же.
Те, кто смотрели спортивную программу, где атлеты переворачивают такие покрышки вручную, могут в полной мере их оценить вес.

Продолжение следует …

 
ВикторДата: Суббота, 01.04.2017, 23:53:23 | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администратор
Сообщений: 19
Награды: 0
Репутация: 10
Замечания: 0%
Статус: Offline
Извините.
Так и не дописал.
Может быть в будущем допишу.
Когда сяду за мемуары!  wink 

smile   biggrin
 
Форум » Мои путешествия » Мои путешествия » Якутия (Бескрайние просторы интересного края)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Создание, поддержка и продвижение сайта Александр Чупров © 2019